MUROM.ru
Точка
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

Как появились электрические сети на Горьковской железной дороге

Первый электровоз
Электрические контуры стальных магистралей
 
При создании службы энергетического хозяйства её штат насчитывал всего восемь человек
 
В этом году в России отмечается 90-я годовщина начала электрификации железных дорог. Как проходило оборудование дорог линиями электропередач, как появились электрические сети на Горьковской железной дороге, расскажем в этом обзорном материале.
 
Вехи сети
 
Планы создания первой отечественной электрической железной дороги появились ещё в 1898 году. Ораниенбаумская электрическая линия (Санкт-Петербург – Красная Горка) начала строиться в 1913 году, однако реализации планов помешала Первая мировая война. В итоге дорога использовалась на ограниченных участках, как трамвайный маршрут.
 
С 1929 года электрификация начала внедряться на магистральных железных дорогах. В основном это делалось для пригородного движения, чтобы электропоезда заменяли поезда на паровой тяге. Первым участком стала линия Москва – Мытищи длиной 18 км. В 1932–1933 годах электротяга была внедрена в Грузии на магистральной железной дороге Хашури – Зестафони (63 км) на тяжёлом Сурамском перевале. Здесь, в отличие от Москвы, электрификация использовалась при организации грузовых и пассажирских перевозок. Впервые на железнодорожных линиях СССР стали работать электровозы.
 
В 30-е годы электрификация успешно внедрялась в Подмосковье, на Урале, в новых индустриальных регионах, таких как Запорожье, Мурманск, Кузбасс.
Во время войны на многих электрифицированных линиях контактная сеть демонтировалась, электроподвижной состав эвакуировался. А вот линия Лоухи – Мурманск, несмотря на проходящую рядом линию фронта, продолжала работать. Во время войны электротяга получила развитие на Московском узле и на Урале, а после войны была полностью восстановлена на всех прежних участках.
 
В 1950–1955 годах началось новое расширение полигона электрификации. Наметились переход с напряжения 1500 В на 3000 В на всех пригородных узлах с дальнейшим их развитием, удлинение электрифицированных линий до соседних областных центров с внедрением электролокомотивной тяги для пассажирских и грузовых поездов.
С 1956 года начался новый этап массовой электрификации железных дорог СССР, который стремительно вывел электротягу и тепловозную тягу с 15%-ной доли в перевозках в 1955 году до 85% доли в 1965-м.
 
Становление на дороге
 
26 декабря 1952 года приказом начальника Горьковской железной дороги Владимира Трунова из отдела электросилового хозяйства службы паровозного хозяйства дороги была создана самостоятельная служба энергетического хозяйства в количестве 8 штатных единиц, а из секторов электросилового хозяйства локомотивных отделов Владимирского, Горьковского, Кировского и Шахунского отделений дороги организованы отделы энергетического хозяйства по три штатные единицы в каждом. Первым начальником службы был назначен Василий Фёдоров. До 1957 года хозяйство электроснабжения обеспечивало эксплуатацию электростанций, подстанций и распределительных электрических сетей, предназначенных для электроснабжения предприятий дороги и жилого сектора.
 
Электрификация Горьковской железной дороги началась в 1957 году с пуска участка Горький –Заволжье. В 1958 году введён участок Балезино – Чепца, и в 1959 году – Петушки – Владимир на постоянном токе напряжением 3,3 кВ.
 
Следующим этапом была электрификация на переменном токе напряжением 27,5 кВ участков Владимир – Горький (с переводом на переменный ток участка Горький – Заволжье) в 1961 году, участка Горький – Шахунья в 1962 году, участков Шахунья – Котельнич – Киров и Свеча – Котельнич в 1963 году, а также участка Киров – Балезино в 1964 году с завершением электрификации всего направления Москва – Киров – Урал.
 
В 1971 году началась электрификация пригородного движения Казанского узла (участок Казань – Арск), в 1972 году был электрифицирован участок Свияжск – Казань. В сети использовался постоянный ток напряжением 3,3 кВ. В 1980 году с пуском участка Красноуфимск – Дружинино на переменном токе напряжением 27,5 кВ началась электрификация направления Москва – Казань – Урал.
Далее электрификация продолжалась уже на переменном токе. В 1982 году пущен участок Янаул – Красноуфимск, в 1983 году – Агрыз – Янаул, в 1984 году – Шемордан – Агрыз, и в 1985 году – Свияжск – Шемордан с переводом на переменный ток участка Свияжск – Казань – Арск. В 1986 году сданы в эксплуатацию участки Черусти – Вековка – Сергач и Свияжск – Канаш.
С вводом в эксплуатацию участка Юдино – Канаш протяжённость электрифицированных железных дорог в СССР достигла 50 тысяч километров. С пуском в 1987 году участка Сергач – Канаш закончена электрификация направления Москва – Казань – Урал. В период с 1988 по 1990 год силами подразделений дороги было электрифицировано направление Горький – Арзамас, тем самым Северный ход дороги был соединён с Южным. Все электрифицированные направления были телемеханизированы по системе «Лисна». Сегодня она заменена на более прогрессивную систему МСТ-95 с управлением объектами посредством АРМов – через компьютер с контролем на центральном энергодиспетчерском пункте Горьковской дирекции по энергообеспечению.
 
Модернизация оборудования
 
За прошедшее с момента электрификации Северного хода дороги время, а это более 50 лет, значительно устарело и износилось оборудование тяговых подстанций. Это потребовало проведения работ по модернизации и замене трансформаторов, выключателей, релейной защиты и цепей управления. Практически на всех тяговых подстанциях направления Владимир – Горький – Киров – Балезино заменены тяговые трансформаторы на более мощные. Планомерно заменены масляные выключатели на вакуумные, комплекты защит фидеров контактной сети на современные типа УЭЗФМ. На Горьковской железной дороге была проведена большая работа по разработке и внедрению компенсирующих устройств – как поперечных, так и продольных.
 
Контактная сеть Северного хода дороги также подвергалась за эти годы модернизации: внедрялись новые типы секционных изоляторов, подвесных и фиксаторных изоляторов, устанавливались жёсткие распорки для повышения ветроустойчивости контактной сети, дополнительные поперечные электросоединители. Внедрялись приборы диагностики ультрафиолетовым методом подвесной фарфоровой изоляции, ультразвуковые приборы проверки состояния опор контактной сети и износа контактного провода.
 
На Горьковской железной дороге впервые на сети дорог с 1997 года внедрена система диагностики и мониторинга тяговых подстанций (СДТП) собственной разработки, позволяющая по цифровым каналам связи передавать на диспетчерские центры дистанций в реальном времени значения нагрузок и состояние выключателей фидеров. В 2006 году все тяговые подстанции были оснащены этой системой, которая функционирует и сейчас.
 
С 2003 года на дороге проводится обновление устройств электроснабжения на участке скоростного движения Петушки – Нижний Новгород, что позволило обеспечить запуск скоростных поездов со скоростью по некоторым участкам до 200 км/ч.
 
Развитие цифровых систем также коснулось систем диагностики устройств контактной сети, установленных на вагоне-лаборатории по испытанию контактной сети (ВИКС). Так, на сегодняшний день вагон ВИКС оборудован системами ультра-фиолетовой диагностики фарфоровой изоляции, тепловизионной системой контроля нагрева узлов контактной сети, бесконтактной системой слежения за контактным проводом, системой «Износ», позволяющей в движении определять степень износа контактного провода.
 
Развивается тепловая диагностика устройств контактной сети. Вагон-лаборатория по испытаниям контактной сети был дооборудован тепловизионной установкой. Проведено оснащение групп диагностики пирометрами. Группы релейной защиты и автоматики для работы с цифровыми защитами типа ЦЗА, ИнТер укомплектованы цифровыми приборами типа реле-томограф РЕТОМ различных модификаций. Контроль за состоянием маслонаполненного оборудования осуществляется на основе хроматографического анализа.
 
Олег Густов
«Волжская магистраль»
Реклама Б1
Доска объявлений 

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 11 гостей.